Коробка переключения передач (КПП) в автомобиле служит для обеспечения оптимальной эффективности работы двигателя внутреннего сгорания (ДВС) при передаче крутящего момента на колеса.
Механизм КПП представляет собой систему шестерен различного диаметра и числа зубьев. Количество шестерней, их геометрия и расположение одной относительно другой, в зависимости от КПП, различны.
Отношение числа зубьев ведомой шестерни к ведущей называется передаточным числом. Эффективность работы ДВС в различных условиях достигается путем изменения передаточных отношений в механизме КПП при переключении передачи. Таким образом, при переключении передачи (повышенная или пониженная) изменяется крутящий момент в парах шестерен, который и передается на колеса.
В автомобилестроении, в настоящий момент, применяется 4 типа КПП:
Механическая (МКПП)
Самый простой вариант, который обладая несложной конструкцией, обеспечивает высокий коэффициент полезного действия, хорошую динамику разгона, высокий уровень экономичности двигателя. Не зря, в основном, все спортивные автомобили оснащены этим типом КПП.
Из недостатков имеет место человеческий фактор (характер/стиль вождения, возможность «не попасть в передачу» или включить не «ту»), а также трудоемкость самого процесса переключения (наличие педали сцепления, что сказывается на плавности хода, многократность выполнения всего процесса вручную в городском цикле).
Автоматическая (АКПП)
Представляет собой планетарную передачу, где несколько шестерен (сателлитов), находясь внутри кольцевой шестерни, вращаются вокруг центральной (солнечной). В современных АКПП используется несколько планетарных передач, что обеспечивает большое передаточное число.
Эффективность и преимущество современных АКПП очевидна. Наряду с плавностью, быстротой и своевременностью переключения, исключения человеческого фактора, они обеспечивают экономичность работы двигателя.
К недостаткам можно отнести высокую цену при покупке автомобиля и ремонте/замене КПП.
Вариатор (коробка передач)
Представляет собой систему раздвижных шкивов, соединенных трапециедальным ремнем. Смена передаточного числа осуществляется путем движения шкивов навстречу или в противоположные друг от друга стороны, что изменяет радиус вращения ремня.
Обладая высокой эффективностью работы (плавность хода, экономичность, хорошая динамика), вариатор не может быть установлен на автомобиль с мощным двигателем, в виду недолговечности ремней.
Роботизированная (коробка передач)
По устройству аналогична механической, но переключение осуществляется автоматически. Данный тип КПП является недорогим и достаточно экономичным, однако имеет недостатки – низкую плавность переключения и медленную реакцию на нажатие педали газа.
Как правило, этот тип КПП устанавливают на недорогие автомобили.
Специалисты «ERS Nanoprotec» осуществляют ремонт механических и автоматических КПП.
В зависимости от режимов эксплуатации и регулярном обслуживании (замене фильтра, доливу или замене масла), ресурс АКПП составляет 150 — 200 000 км.
Механические коробки передач, при грамотной эксплуатации, имеют ресурс, превышающий ресурс двигателя в 2-3 раза.
В технической документации каждого автомобиля указано, с каким интервалом необходимо менять масло. В среднем, этот интервал составляет:
- для МКПП – 60 – 120 000 км;
- для современных АКПП – 80 -100 000 км;
- для АКПП до конца 90-х – 20 – 40 000 км.
Существуют автоматические коробки передач, в которых менять масло не нужно на всем пути ее эксплуатации.
Симптомы, при которых необходимо провести диагностику АКПП:
- толчки при переключении;
- запоздалое переключение;
- повышенная шумность;
- отсутствие одной из передач.
Для МКПП – это:
- шумность работы;
- проблемы с включением одной или нескольких передач.
Чтобы КПП прослужила долго, необходимо регулярно проверять уровень масла и его состояние (наличие примеси металлической пыли, которая говорит о выработке контактирующих поверхностей).
Если же пришло время и ресурс КПП исчерпан, или по какой-либо причине произошла поломка, то главное, — это принять для самого себя решение: менять коробку на новую, искать б/у или ремонтировать.
Как правило, новая КПП современного автомобиля стоит очень дорого. Покупать б/у можно, но только в случае, если продавец дает гарантию.
Устанавливать как в первом, так и во втором случае КПП необходимо только у опытных специалистов.
Одним из наилучших вариантов – ремонт КПП, т.к. серьезный сервисный центр дает гарантию на устанавливаемые новые запчасти, а также на работоспособность агрегата, в целом. Ресурс отремонтированной коробки, в этом случае, аналогичен новой.
Комментарии:
0